Споры по защите прав потребителей

производится по тел. 8 950 760 24 28

Адвокат Жидко Юлия Борисовна

_________________________________________________

Основным законодательным актом, регулирующим правовые отношения между потребителем и продавцом товаров и услуг, является Закон РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с этим законом потребитель – это физическое лицо, приобретающее товар или заказывающее услугу, исключительно с целью удовлетворения своих личных, семейных или бытовых потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Подобные отношения возникают из возмездных (платных) гражданско-правовых отношений.

Споры по защите прав потребителей рассматриваются как в судах общей юрисдикции, так и в мировых судах. Предметом судебного разбирательства могут быть споры о возмещении убытков, причиненных потребителю недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге); возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных и иных недостатков товара; защите неимущественных прав потребителей; дела о защите прав потребителей при предоставлении банковских услуг, кредита (займа), открытия и ведения текущих и иных банковских счетов, ломбардных операциях, образовательных, транспортных, медицинских, туристских, риэлтерских услуг, перевозки пассажиров и грузов автомобильным и воздушным транспортом, оказания услуг связи.

Процессуальные особенности дел по защите прав потребителей

Альтернативная подсудность

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Субъекты обращения в суд по спорам о защите прав потребителей

Подведомственность дел по искам о защите прав потребителей

Место предъявления иска о защите прав потребителей

Претензионный порядок разрешения спора по делам о защите прав потребителя

Порядок доказывания по спорам о защите прав потребителей

Способы защиты и восстановления нарушенных прав потребителей

Субъекты ответственности в делах по искам о защите прав потребителей

В рамках оказания юридической помощи по спорам о защите прав потребителей адвокат осуществляет следующий спектр услуг:

• устная и/или письменная консультация

• правовая экспертиза документов

• комплексное изучение обстоятельств и материалов дела

• проведение анализа сложившейся ситуации

• оценка судебной перспективы дела

• обсуждение и согласование с доверителем позиции по делу

• досудебный порядок урегулирование спора

• подготовка пакета документов и подача заявления в суд общей юрисдикции, мировой

суд

• составление отзывов на иск, прочих процессуальных документов

• представление интересов доверителя в суде

• обжалование решения суда в апелляционном, кассационном, надзорном

производстве

• представление интересов доверителя в суде апелляционной, кассационной, надзорной

инстанции

• представление интересов доверителя в Верховном Суде РФ;

• сопровождение исполнительного производства

• обжалование действий судебного пристава-исполнителя

НЕУСТОЙКА

Неустойка относится к одному из способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей. Предъявление письменной претензии с уведомлением, что в случае отказа в удовлетворении изложенных в ней требований потребитель будет взыскивать с продавца неустойку, штраф, а также моральный вред значительно увеличивает шансы досудебного урегулирования спора.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (в п. 34) было разъяснено, что применение статьи 333 ГК РФ (уменьшение неустойки в виду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства) по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.
Таким образом, суд теперь не вправе произвольно уменьшать размер неустойки. Если ознакомиться с судебной практикой, то мы видим, что суды, как правило, взыскивают неустойку в полном объеме, указанном в иске потребителем. Ответчики зачастую в целом возражают против иска, не заявляя о необходимости уменьшения неустойки (в связи с чем суд ее и не уменьшает).

Заявляя требование о взыскании неустойки необходимо, чтобы было письменное доказательство предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую в таком случае необходимо сфотографировать)). Это необходимо для того, чтобы знать с какой даты необходимо вести расчет неустойки.
По общему правилу неустойка взыскивается со дня предъявления того или иного требования по дату фактического его удовлетворения.
Чтобы узнать подробнее о каждом виде неустойки, воспользоваться калькулятором, перейдите по ссылкам ниже.

Закон «О защите прав потребителей» предусматривает следующие виды неустоек:

Неустойка при продаже товаров

1. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о гарантийном ремонте (статья 18);
2. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о замене товара (статья 18);
3. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя об уменьшении стоимости товара (статья 18);
4. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за товар (статья 18);
5. Неустойка за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара (статья 23.1);

Неустойка при выполнении работ

6. Неустойка за нарушение сроков (новых сроков) выполнения работ (статья 28);
7. Неустойка за нарушение новых сроков выполнения работ, назначенных потребителем (статья 28);
8. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (статья 29, 30);
9. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о соответствующем уменьшении цены выполненной работы (статья 28, 29);
10. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о повторном выполнении работы/безвозмездном изготовлении другой вещи (статья 28);
11. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков работы своими силами или силами третьих лиц (статья 28, 29);
12. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за работу (статья 28, 29, 32);

13. Неустойка за просрочку удовлетворения требования о возмещении убытков (статья 18, 29, 29).

ВНИМАНИЕ! Законом "О защите прав потребителей" предусмотрены следующие размеры неустойки: 0,5 % (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара), 1 % (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара), 3 % (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).

Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом. Если в вашем договоре предусмотрен размер неустойки меньший по сравнению с законом, этот пункт договора является недействительным в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В практике часто возможны случаи начисления одновременно несколько видов неустоек. Однако для правильного применения норм права и во избежание отказа в удовлетворении ваших требований необходимо правильно выбрать способ защиты нарушенного права, определить юридически значимые обстоятельства и доказательства для рассмотрения дела, подготовить необходимые документы правового характера по делу.

С уважением, Адвокат Жидко Юлия Борисовна,

тел. 8 950 760 24 28